Изида выше смерти, она восстанавливает жизнь. От нее исходит
дуновение, которое позволяет Озирису вернуться к жизни. Изида представлена в
форме космического змея, что постоянно встречается в символике богини. Изиду
смешивают с Маат, другой египетской богиней законов и универсального порядка.
Она - трон фараонов, она управляет течением истории. Как Маат, она присутствует
в начале и по всему напоминает
Софию из
Ветхого Завета, которая также является троном бога. Маат
представляется скорее всего как универсальный божественный принцип,
присутствующий в каждой Божественности как отдельное божество. Изида есть Нут,
вечная небесная Корова, которая питает и ведет человека к вечности.
С завоеванием Египта Александром Великим
культ Изиды становиться составной частью греческого мира и распространяется
повсюду. Она будет отождествляться с Деметрой и в ее честь возведут храм на
одном из холмов Акрополя.
Изида происходит из Египта, но по
многочисленным атрибутам религиозный синкретизм средиземноморского бассейна
сделал ее универсальной богиней. Через Сицилию ее культ установился в Италии, но
был с самого начала запрещен властями Рима. Однако меры оказались
неэффективными, и в 3 веке до н.э. культ окончательно был принят. Изида
приобрела свойства Кибелы, Диметры и
Афины, и ее культ было чищен от нечистых
элементов."Подобно высочайшей Деве Марии, которую позже возведут на трон, она
была богиней с многочисленными именами: Царица, Мать Богов, Мать Звезд,
Рожденная первой прежде всякого Времени, Создавшая природу, Хозяйка моряков,
Звезда моря и спасительница рода человеческого" /М. Лингс/. Ее культ широко
распространился во всех важнейших центрах римской империи, ее храмы посещали
верные ей адепты. Она собрала в себе характеристики и функции всех других
богинь. Ей постоянно поклонялись во всей империи.
Это поклонение Богине Матери касалось как
простых слоев населения, так и интеллектуальной элиты того времени - философы
неоплатоников. Известное обращение Апулея, платоника из Мадавры (II
век), в автобиографическом произведении "Золотой осел или
метаморфозы" является красноречивым примером: "О Вы, которая вашим женским
светом освещает все на Земле, вашими живительными лучами питает все, что
произрастает, которая заменяя солнце, излучает подобный свет, когда кто-то
совершает обряд, позвольте мне обратиться к Вам и попросить Вашей помощи в моей
крайней нужде."
Это прославление богини ясно показывает, что
Богиня Мать занимала главенствующее место в сознании людей той эпохи. Она -
первая могущественная универсальная сила, последнее прибежище и единственное
спасение. Ее описание полностью совпадает с описанием в санскритской литературе:
Это
Ты, кто есть источник
Всех благоденствий.
Покровительница! Защитница!
Тобою все свершается.
Приветствие Тебе, О, Великая Богиня!
Ты,
которая посвятила Себя,
Защити обиженных и несчастных,
Пришедших, чтобы искать защиты у Тебя,
Ты,
кто поглощает страдание
Повсюду в мире, Приветствие Тебе, О, Великая Богиня!
Праздники Изиды отмечали с особым размахом вплоть до конца пятого века н.э.,
когда с распространением христианства был введен культ поклонения Деве Марии.