В Западной Европе богиня почиталась со времен неолита как
единственное божество. Именно кочевые народы арийского происхождения - кельты и
германцы - внесли в божественный пантеон мужских богов. Тем не менее на
протяжении всей античной эпохи богиня оставалась в почитании самой популярной.
Кельты распространились на обширной территории,
простиравшейся от Австрии до берегов Атлантики. На территориях, завоеванных
Римом, они ассимилировались с римскими захватчиками (галлороманцы), за
исключением западной части: Бретани, Странны галлов, Шотландии и Ирландии.
Среди многочисленных имен кельтской богини фигурирует прежде
всего Дану. Дочь Дагда, Вселенского Отца, Дану сравнивают с
Афиной. От Дану пришло удивительное преданное
поклонение бретонцев Святой Анне, которой она стала в христианстве. Несомненно
это было одно из самых распространенных имен богини. Его находят в центральной
Европе и в России, где оно осталась в названиях рек - Дунай и Дон. Его находят
также на юге Индии в традиции дравидов.
Наряду с Дану почиталась Бригитта. Это имя означает "мощь".
Она пережила ариев, которые пытались заменить ее богом Огма, была интегрирована
с христианством и стала "Святой Бригитой". Праздник огня 2 февраля, посвященный
ей, будут отправлять священники. Та, которая была раньше "Матерью Дагды", с
появлением христианства становиться "Матерью Иисуса". Бригитта была
хранительницей знания, культуры и искусств.
Латинской интерпретацией Тройной богини явилась Матрес. В
эпоху Возрождения эту богиню с тремя аспектами неосознанно изображали в
многочисленных скульптурах и живописи, например "Три Грации". Культ Матрес был
широко распространен в Галлии, Бретани и на большей части Германии. Ее имя
Матроне было дано реке Марне. Богиня Секане, подобная ей, дала свое
имя реке Сене.
После римского завоевания в Галлии продолжали поклоняться
кельтским богам, затем они слились с римским пантеоном. Таков случай с Эпоной,
которая становиться богиней-покровительницей римской кавалерии. Впрочем, она
останется единственной кельтской богиней, официально почитаемой в Риме в один из
посвященных ей праздников. Для кельтов лошадь была священным животным и богиня
Эпона всегда изображалась на лошади. Ее культ был очень распространен на севере
Галлии, в Бургундии и в Германии. В 50-ти километрах западнее Парижа город Эпон
напоминает о былой славе культа этой богини. Белая лошадь в сотню метров,
высеченная из мела в Афингтоне (Беркшир) в Англии также свидетельствует о
значении поклонения богине Эпоне.
Белисама было еще одним именем кельтской богини. Оно
означало "лучезарная". Белисама покровительствовала ремесленничеству и ткачеству
и ассоциировалась римлянами с Минервой (Афиной). Она занимала очень важное место
в народном поклонении: ей были посвящены многочисленные места. И сегодня мы
находим эти следы: Беллем в Орне, Белесмес в Индре-и-Луаре, Белеймас в Дордонии
и т.д.
Серридвен, белая богиня, была очень почитаема в
Англии, что изобразил Р. Грав в своей известной книге "Белая Богиня". Серридвен
отличалась тем, что имела сосуд, вместилище Знания, Милости и Возрождения. Когда
пришло христианство, этот сосуд стал источником мифа у кельтов о поиске чаши
Грааля. Искать Грааль раньше означало искать вместилище богини, чтобы получить
освобождение. Таким образом, мы видим, что этот сосуд соответствует Священному
Сосуду, который всегда сопровождает культ богини и символизирует сакрум и
Кундалини. Статуя церкви Гранд Мадре в Турине
(Италия) представляет Грааль в форме священного сосуда в руках Великой Богини.
Из книги Гвеналя Вереза "Мать и духовность".